Однажды находясь в районе автовокзала города Норильска моё внимание привлекло здание похожее то ли на католическую, то ли на протестанскую, то ли на баптисткую церковь, а поскольку в тот день я никуда особо не торопилась, то решила подойти поближе и узнать что это.
Идти туда нужно было по улице Нансена вдоль бетонного забора. Пройдя пару-тройку десятков метров оказываюсь возле довольно большого пролома в этом заборе и заглядываю туда: перед взором оказывается довольно мрачная картина кладбища заброшенного лет этак 150 назад. Но, нет, как позже выяснялось, захорошения здесь велись с 40-хх по 70-е годы прошлого века.
Ну, раз уж сегодня никуда не тороплюсь решаю погулять немного по кладбищу, а дабы далеко не ходить проникаю туда через этот пролом, как позже оказалось далеко не единственный. Первое что бросается в глаза - мусор, очень много мусора повсюду: на земле, оградках, памятниках и даже на деревьях и кустах. Второе - полное отсутствие каки-либо подсыпанных дорожек, хотя они вероятнее всего всё-таки здесь были, местами просматриваются клочки чего-то похожего. Ладно, пройдём и так.
Свой обход я начала с наиболее удалённой части от входа. Большинство захоронений здесь уже или полностью разрушено, или пребывают в плачевном состоянии, надписи почти нигде не сохранились. Памятники и оградки есть полностью деревянные, железные, реже сложенные из кирпича и заштукатуренные, а также заливные.
Штукатурка во многих случаях уже осыпалась.
А вот фотографии, на удивление, в некоторых случаях сохранились относительно неплохо.
Известен ряд случаев, когда в условиях вечной мерзлоты гробы с останками оказываются вытолкнутыми на поверхность. Здесь никаких костей или что-то похожее на остатки от гробов я не нашла, хотя какие-то подозрительные ямы всё-же встречаются.
По мере продвижения в сторону входа на кладбище, картина немного меняется в лучшую сторону, здесь попадаются даже ухоженные захоронения с новой краской и свежими цветами. И сохранность памятников лучше.
Что интересно, на некоторых надгробиях помимо традиционных дат рождения и смерти, а также ФИО, здесь указана и профессия умершего. Вот например Ия Георгиевна Дмитриева - врач. Умерла в 25 лет, совсем молодая.
Или Кривинский Владимир Яковлевич - инженер-механик, 59 лет. Для этого кладбища чуть ли не долгожитель, по сохранившимся табличкам можно судить, что средний возраст захороненных здесь людей - 45 лет.
Есть здесь и надгробия интересной конфигурации - вот здесь, например ещё одно надгробие с медицинским символом - чашей. Надпись не сохранилась - предположительно это могила хирурга Силантьева.
Недалеко в оградке лежит бюст военного скинутый с постамента, наверняка участника ВОВ.
Неплохо сохранилось надгробие Таллера Владимира Сауловича, участника ВОВ, майора. 38 лет.
Четыре захоронения с одинаковыми надгробиями - трагически погибшие туристы на реке Ергалах в 1956 году.
Несколько захоронений с надписями на латышском языке.
Ещё пара-тройка интересных надгробий.
Есть здесь и захоронения людей известных не только в своё время, но в определённых профессиональных кругах и сейчас.
Терпогосов Владимир Ваганович - металлург, инженер-майор, главный инженер Норильского горно-металлургического комбината, Лауреат Сталинской премии. Под его руководством в 1943 году был выдан первый электролитный никель , получен первый промышленный кобальт, инициировано строительство медного завода в 1949 году, который работает и поныне. В 1953 году был назначен и.о. директора комбината, но увы 23 апреля 1953 года умер в своём рабочем кабинете от обширного инфаркта. Родственники хотели похоронить его на родине, в Осетии, но руководство комбината настояло на том, чтобы В.В. Терпогосов был похоронен именно в Норильске. На похоронах было огромное количество людей - практически весь город.
Рядом с Владимиром Вагановичем похоронен его отец Ваган Григорьевич Терпогосов, участник ВОВ, который в 1952 году приехал в гости к сыну в Норильск, но увы скончался в возрасте 62 лет 22 сентября 1952 года.
Недалеко от могил Терпогосовых есть ещё одна могила известного в Норильске человека - Маслова Георгия Дмитриевича - геолога, первооткрывателя Талнахского месторождения медно-никелевых руд, Героя Социалистического труда.
Ну вот на горизонте замаячила и церковь находящаяся около входа на кладбище, которую я изначально хотела посетить, ещё не зная, что найду более интересный объект для изучения.
Впрочем церковь оказалась закрыта.
После такой прогулки стало грустно. Понятно, что у многих родственники уехали давно из Норильска, а у некоторых наверное, и в живых уже никого не осталось, но тем не менее, неужели город в котором крутятся миллиардные прибыли не может изыскать возможности на приведение в надлежащий вид место упокоения своих сограждан? Причём сограждан того поколения, силами которого и был отстроен и город Норильск, и комбинат, буквально на пустом месте. Говорят, что время от времени воллонтеры там убирают мусор и даже немного подновляют захоронения, но увы этого недостаточно.
Теги:
Самостоятельные путешествия